Детская студия «Академия» действительно давно уже стала для многих образом жизни. Поступая в неё в 6-7 лет, малыш спустя несколько месяцев проходит церемонию «приёма в академики», где ему после небольшой «экзаменовки» медаль с рельефом двуликого бога Януса вручает не кто-нибудь, а «настоящая» древнегреческая Муза истории — Клио или сам Платон. Так ребёнок оказывается членом своеобразного «братства», где принято читать книжки и ходить по выходным в музей, где любят путешествовать по свету, познавая историю в реальном пространстве, и допоздна репетируют новогодние спектакли, пробуя себя на подмостках настоящей сцены. Со временем у этой огромной «академической» семьи появился даже свой узнаваемый фирменный стиль — ряд предметов и атрибутов с особой студийной символикой, разрабатываемой специально для неё дизайнером Игорем Чириковым. Увидев случайно обладателя «той самой» тельняшки или толстовки, студиец понимает, что это свой, академический. И это вызывает удивительное чувство гордости.
«Академия» как образ жизни
Являясь частью дополнительного, то есть изначально не обязательного образования, деятельность студии «Академия» должна была предложить ребёнку и подростку такие нестандартные и притягательные формы знакомства с историей культуры, которые смогли бы увлечь его и побудить добровольно проводить на «академических» занятиях собственное свободное время. Так, главным инструментом нашего девятилетнего образовательного цикла стала Игра во всех её разнообразных творчески-стимулирующих жанрах. Дети не просто познают историю и традиции разных эпох, пассивно воспринимая их с чужих слов, но стараются пережить их через собственный эмоциональный и душевный опыт. А, как известно, пережитое не стирается из памяти подобно заученному, оно живёт в нашем сознании на иных уровнях, закрепляясь интуицией, вкусом, привычкой к интересной, наполненной жизни, где ты и история, герои прошлого и сегодняшнего дня существуют на равных, помогая понять друг друга.
Нет ничего серьЁзнее игры
Студия «Академия» для детей, интересующихся историей изобразительного искусства и культуры в целом, была создана в 1992 году сотрудниками Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств как экспериментальная лаборатория для апробации уникальных методик преподавания мировой художественной культуры детям и подросткам с 6 до 18 лет. Большую роль в становлении и развитии детской творческой студии «Академия» сыграла поддержка руководства Российской Академии художеств и Научно-исследовательского института, доверивших преподавателям студии продолжить многовековые просветительские традиции «большой» Академии, придав им новый ракурс — воспитание не столько творцов, сколько грамотных потребителей искусства. А существование детской студии «Академия» в рамках кафедры ЮНЕСКО с самого начала предъявило к ней самые серьезные требования, предполагая безупречный уровень образовательных программ.
Как в любом по-настоящему творческом начинании в детской студии «Академия» многое держится на личности педагога. Он генерирует программы и прокладывает пути их освоения, своим темпераментом держит тонус занятий, живёт вместе со студийцами, негласно формируя и поддерживая студийную этику. Двадцать лет назад проект был придуман и реализован инициативой искусствоведа Ольги Холмогоровой, филолога Елены Короткой и историка культуры Татьяны Чумаловой, самоотверженно пустившихся в тогда ещё неизведанное плавание по маршруту «Мировая художественная культура детям». С тех пор к плаванию примкнуло младшее поколение педагогов — наши воспитанники и даже их мамы — Александра Чирикова, Лариса Григорян, Мария Бронская, Арина Вырва, «модернизирующие» программы и сам стиль преподавания в соответствии со стремительно меняющимися стандартами времени. В жизни детской студии «Академия» участвуют и родители наших питомцев, друзья-художники, сотрудники российских музеев...