Вводный курс детской студии "Академия" включает множество творческих заданий на макетирование, лепку, рисование, используя историю как источник для развития детских фантазии и воображения.

Первый год обучения (Введение в историю и культуру) познакомит ребёнка с важнейшими историко-культурными категориями, определяющими дальнейшее формирование его мышления. Он задумается над тем, что такое время не в бытовом, а в историческом смысле; встретится с красотой и её служителями — Аполлоном и музами; научится «читать» произведение искусства. Это введение в историю и мифологию, которые с первых же шагов должны складываться для ребёнка в системную картину мира, а не в пёструю мозаику отдельных занимательных историй. От происхождения жизни на земле через библейские истории о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге к жизни и верованиям первобытного человека — таков контур первого культурологического погружения.
Программа 17+ ориентируется на устойчивый интерес и привязанность фактически взрослых людей к искусству и его проблематике. На этом этапе нас интересуют основы философии и эстетики современного художественного мышления и история его формирования.
Через призму искусства новейшего времени мы обращаемся также к культуре Китая и Японии, традиции которых были переосмыслены и актуализированы европейскими художниками новейшего времени.
История современного искусства начинается с конца XIX века — с формирования нового отношения к языку и сути художественного произведения у французских импрессионистов и постимпрессионистов, а затем — авангардного мышления у футуристов и кубистов, супрематистов и абстракционистов, а так же апологетов иных художественных «неологизмов», последовательное постижение которых и составляет тематическое наполнение этого этапа наших программ. Многочисленные направления, школы, объединения и группировки, перестройка самого мышления художника и форм его реализации в XX и уже в начале XXI вв., особенности восприятия современного арт-объекта и трудности его интерпретации и оценки — вот круг проблем наших «взрослых» обсуждений в рамках детской творческой студии.

История художественного мышления конца XIX – начала ХХI вВ (17+ ЛЕТ)

Второй год обучения (С богатырями в Древнюю Русь) даёт первые представления об истории и традициях той земли, где растут наши дети. Занимательная, былинно-сказочная интонация, игровые приёмы, преобладающие на этой ступени, облегчают знакомство с устным народным творчеством (сказания и былины), мифологией и архитектурно-художественными памятниками средневековой истории. Занятия включают в себя выездные праздники (масленица, осенины), прогулки по Москве, освоение и понимание славянских традиций.
Третий год обучения (Многообразие культур. Древний мир) формирует первые представления об историко-культурных особенностях и общности разных народов, их традициях и укладе жизни. В соответствии с исторической логикой погружение в историю цивилизаций начинается с древнего Востока. Ребята окунаются в таинственную атмосферу древнего Египта, представляют себя в свите древневосточного царя (Месопотамия, Вавилон), путешествуют под предводительством Моисея по библейским землям, сражаются за справедливость вместе с эпическим героем Гильгамешем. Мы учимся читать и воспринимать Библию как важный исторический источник, начинаем анализировать пластический язык Древнего Востока.

Азбука истории культуры: время, человек, художник (6-10 лет)

Первый и второй год обучения (Крито-Микенская культура, Древняя Греция, Древний Рим) подросток погружается в мифологию и историю античного мира, а главное — пытается постичь его мироощущение, ставшее основой практически всех последующих исторических эпох.
Греческая философия и ордерная система в архитектуре, представление об идеальных пропорциях и мастерство передачи человеческой фигуры, культ гармоничной личности, прекрасной телом и духом, — всё это преподносится в проекции на последующие эпохи и стили, приучая воспринимать античность как живой и открытый материал.
Третий год обучения (Средние века от Византии до крестовых походов) посвящён важнейшим процессам трансформации древних традиций в новый христианский мир, зародившийся, с одной стороны, вопреки античным миропредставлениям, а, с другой, — органично впитавшим в себя лучшие их проявления.
Именно преемственность истории становится предметом размышления наших студийцев. Становление художественного языка, связанного с христианским культом, сложение архитектурных традиций европейских земель, формирование романского и готического стилей — всё это преподносится как материал для самостоятельных анализа, сопоставлений и рассуждений.
На этом этапе мы изучаем также возникновение и становление мусульманского мира, ставшего значимым участником единых исторических процессов как в Азии, так и в Европе.
Этот материал переводит подростка из мира «книжной» древности к собственной «биографии» — к истории и культуре тех европейских стран, потомками которых мы сегодня являемся. В постижении его ведущим становится самостоятельное мышление ребят, которое мы стимулируем самыми разными методами — от игровых тестов и ведения словарей имен и понятий до творчески-аналитических проектов и выездных занятий, которые детская студия «Академия» проводит на базе многочисленных московских музеев и художественно-архитектурных памятников.

Мир человека и культуры от античности до средневековья (10-14 лет)

Первый год обучения (Эпоха Возрождения как основа архитектурно-художественного видения нового времени) формирует общую картину становления европейского искусства XIV-XVI вв. Осваивая творчество крупнейших итальянских мастеров этого времени от Джотто и Данте до Микеланджело и Караваджо, мы пытаемся реконструировать атмосферу и умонастроения великой и драматичной эпохи, понять причины и механизмы ее и поныне актуального воздействия. Как никогда искусство переплетается здесь с судьбой человечества, отражая ее в совершенных и остро выразительных формах. Увидеть это в конкретном произведении, почувствовать индивидуальность взгляда и манеры художника в его проекции на проблематику времени — это и есть траектория нашего движения на взрослом этапе.
Третий год обучения (Стилеобразование и эволюция европейского и русского искусства XVIII–XIX вв.) посвящен истории архитектурно-художественных стилей от барокко до эклектики, а также сравнительному изучению реалистической и романтической художественных школ в европейских странах и России. Отдельной темой выделяются становление светских художественных традиций в отечественной культуре и жизни XVIII века, история Петербурга и сложение новой архитектурно-художественной школы северной столицы.
Второй год обучения (Многообразие национальных и региональных проявлений художественного мышления ХVI-ХVII вв.) знакомит с творчеством мастеров Нидерландов, Испании, Англии, Франции и построен на сопоставлении образных систем, миропредставления и авторских манер Брейгеля и Босха, Дюрера и Гольбейна, Эль Греко и Веласкеса... Работы Рембрантдта подводят нас к проблеме психологического в искусстве, которая станет «нервом» последующей эпохи. Возвращение к культуре средневековой Руси (после младшей — первой ступени программы) на этом — взрослом уровне понимания позволяет сопоставить особенности развития её эстетики и мироощущений в сравнении с уже освоенным европейским материалом. Философия и поэтика иконы и монументальной живописи, развитие пластических и сюжетных канонов, неповторимость русской архитектурной школы XVI-XVII вв. становятся теперь предметом осознанного постижения.
На этом этапе программа детской студии «Академия» все более углубляемся в историю искусства, знакомит студийцев с отдельными стилевыми и индивидуальными особенностями его проявлений в границах указанных эпох. Большое внимание уделяется информационному и понятийному накоплению материала, формированию навыков суждения и рассуждения, сравнительному анализу и артикуляции собственных эмоций, замечаний и ощущений от художественного произведения. Наша задача — как можно больше раскрыть и активизировать самостоятельные навыки повзрослевших студийцев, собрать воедино накопленный за многие годы материал и научить их свободно оперировать им в гуманитарном пространстве.

История художественных стилей от эпохи Возрождения до конца XIX века (14-17 лет)

Приходите к нам:
Большая Никитская улица, дом 52, стр. 2
Пишите нам: o_holmogorova@mail.ru
Звоните нам: +7 909 972 6006 / +7 903 221 5571
Студия истории культуры для детей и подростков